Jay-Jay Johanson

12 апреля 2012 — Теле-клуб , Екатеринбург

Шведский трип-хоп со вкусом виски

 

Вот уже  больше пятнадцати лет прошло с тех пор, как шведский художник Джей-Джей Йохансон (Jay-Jay Johanson) украсил трип-хоп сцену своим заманчивым виски (Whiskey, 1996), оригинальная смесь которого, как и положено благородным спиртам остается пьянящей, как никогда. Аналогично семи предыдущим студийным альбомам, Spellbound (2011) демонстрирует способность музыканта объединить то, что составляет его фирменный стиль - склонность к меланхолии, тонкий намек на богатый художественный мир, суицидные нотки голоса, со здоровой долей экспериментов, делая его работу последовательно-смелой, абсолютно современной и традиционно удивительной. 

Сорокалетний Йохансон родился в шведском Тролльхеттан (Trollhattan), доме, заполненном музыкой и стране с чуть ли не самой большой концентрацией талантливых музыкантов во всей скандинавии. Музыкант и певец, автор песен, он выпускает свой дебютный альбом Whiskey в 1996 году. Его восхитительная и старомодная песня So Tell The Girls That I Am Back In Town представляет Джей-Джея в главной роли романтического антигероя, мгновенно возводя его в ранг сердцееда публики. Интимная лирика и проникновенный голос, мягкие удары, мелодичные петли и жалобные царапины тембра: Jay-Jay выступает как связующее звено между звездным французским композитором Франсисом Леем (Francis Lai) и бристольскими аксакалами трип-хопа -  Portishead, что делает это беспрепятственное смешения жанров его отличительной торговой маркой. 


Высокий, белокурый и красивый Йохансон выпускает Tattoo в 1998 году: с ложной беззаботностью художник объединяет туманные клавиатуры и джазовую атмосферу (даже в Darkest Hour), глубокие удары, ползучая атмосферность (Quel Dommage), оказывают все большее внимание для создания плотной поэтической среды. Poison (2000) закрывает этот первый неофициальный музыкальный триптих. Проходя через свою душевную ночь, Jay-Jay выплескивается в свой самый печальный альбом на сегодняшний день: страдание, предательство и отчаяние, парящий вокал, заполнены ошеломляющей меланхолией (Far Away, Believe in Us), и непосильным беспокойством. 


В 2001 году Йохансон сочиняет свой первый саундтрек к французскому кино, врывается в современную арт-сцену видео-музыкальной инсталляцией Cosmodrome. Чувствуя необходимость предприятия в новых направлениях, Jay-Jay выпускает Antenna (2002). Его минималистски-эстетическая, местами замороженная красота (Cookie) иногда подогревается сочными строчками (Tomorrow), и приводится в движение (On the Radio), пропуская популярность Jay-Jay на новые территории. Следующим шагом является Rush (2005), произведенный в идеальном балансе между эфирной и чувственной поп-танцевальной музыки, открывая склонность Йохансона к танцполу.


Повторное сотрудничество музыкантов, с которыми он работал на первых трех альбомах (пианист Erik Jansson и барабанщик Magnus Frykberg) знаменует собой открытие второго триптиха. The Long Term Physical Effects Are Not Yet Known (2007) показывают умение Джей-Джея как нельзя лучше касаться джаза (As Good As It Gets), а также сложных сред и мелодии (Only For You). Вернувшись из долгосрочного тура, который охватил земной шар, Jay-Jay выпускает свой второй саундтрек (La troisième Partie du Monde), и начинает запись Self-Portrait (2009). Тексты альбома и куски иератической красоты (Wonder Wonders) иногда переплетаются с чистой силой (Broken Nose), или оставляют место для интригующих экспериментов (My Mother's Grave) и загадочных чувств. 

Spellbound проходит как последняя часть триптиха. Но в отличие от минеральной строгости Self-Portrait, Spellbound является органическим. Теплый и яркий альбом, светящееся вторжение на инди-основании. Но, опять же, это коллекция из одиннадцати песен показывает личную психоделию Jay-Jay, дрейфующую по музыкальным границам. Особую эклектичность вносит акустическая гитара, которую он недавно взял, усугубляя стабильное погружение в джаз. Эта партия тщательно продуманной мелодии показывает, что Джей-Джей, как и его модели - - Ennio Morricone, Lalo Schifrin или Bernard Herrmann - мастер рассказа, создающий плотно текстурированные звуковые воспоминания. Его полный и округлый голос сплетает поэтические тексты вместе с пышными мелодиями и обаятельной договоренностью, скользя легко с непринужденным саундом по яркой палитре акустических оттенков. 


Dilemma записывается в Новом Орлеане. Звучание сюжетной линии с жутким полуголосием в интригующих механизмах размещены на постоянной линии фортепиано. В Shadows, вращающейся вокруг акустической гитары и фортепиано, понимаешь, что очарован этими средствами. Повторяющиеся в Monologue гитарные аккорды мягки,  а тексты поэтичны.

On the Other Side это минималистский состав, раздевание до голого фортепиано Эрика и мощного эфирного вокала Йохансона. Начинаясь тонкой гитарной балладой, Blind превращается в изящную и сложную песню, опираясь на щедрые строки Joakim Milder, получаясь в духе оркестровки Henry Mancini. The Chain является томным музыкальным воспоминанием, смоченным в теплом золотом сиянии, где шелковый мягкий голос Джей-Джея скользит убаюкивающе. An Eternity эмоциональна и текстурна. Трубач Goran Kajfes - свидетельство непревзойденного восхищения Джей-Джея Chet Baker: при переложении мелодии заполнены тонким перемещением, его затяжной голос произносит болезненно красивый текст, художник создает атмосферу тихо, голос сочится с тоской. Завершает альбом и завораживает Out of Focus, сказочная, замедленная часть, построенная на импровизации и дисгармонии, что заставляет вас успокоиться и онеметь.


Глубокий и изящный, продуманный и действительно движущийся, Spellbound, отражает суть песен Jay-Jay Johanson: созданный с особой элегантностью, призванный отслеживать ядовитую красоту, что-то теплое, бабье лето, проникнуться концом сезона меланхолии.

 

Все скидки действуют.


Резерв столов в VIP зоне по тел.: +7 912 609 4444

БИЛЕТЫ В ПРОДАЖЕ:

г. ЕКАТЕРИНБУРГ:

На сайте: www.tele-club.ru

КАССА №1 
Ул. Ленина 41

В Городских Зрелищных Кассах:
http://ekb.kassy.ru/salepoint/
тел. +7 (343) 222 -70-00

На сайте KASSIR.RU
http://www.kassir.ru/ekb/
тел. +7 (343) 270-50-50

В кассе Теле-Клуба. Ул. Карьерная, 16 ( в день концерта)

г. ПЕРМЬ:
На сайте и в кассах KASSIR.RU
http://www.kassir.ru/Perm/txt/contacts.html
тел. +7 (342) 270 -00-10

г. ЧЕЛЯБИНСК
На сайте и в кассах KASSIR.RU
http://chel.kassir.ru/chel/txt/Kassy.html
тел.: +7 (351) 282-39-40