Алина Орлова

2 декабря 2010 — Теле-клуб , Екатеринбург

 

Кто проснется этой ночью,

Тот навеки не уснет.

Кто услышит эту песню,

Тот покоя не найдет.

 

Ухают совы, капли воды разбивают болотную гладь, по темному лесу ходит заблудившийся олененок с колокольчиком на шее. Зверь кроток, он разрешит себя погладить, но тотчас поспешит скрыться. Ажиотаж и слава не ее цель. Сказки, с тонкими переливами звуков – вот ее стихия. Второй альбом с заклинанием «Mutabor»: музыка, в которой нет игры как ремесла, а есть игра как волшебство, из которого появляются словно неоткуда грустные письма на птичьем языке. ««Птичкой – невеличкой» я бываю, когда пою. Меня тогда почти нет, есть только песня».

Литовская девочка с русскими корнями выросла на советских мультфильмах. Танго «Утомленное солнце» она услышала впервые в мультфильме Юрия Норштейна «Сказка сказок», он тогда немного напугал ее. Теперь Алина подросла и ничего не боится.

Госпожа Орлова популярна в кругах творческой интеллигенции, ее восхищаются искусствоведы. В Графике ее гастролей сплошная Франция, и каким-то чудом между Марселем де Коньяк и Страсбургом значится Екатеринбург. Почему? Потому что творчество Алины Орловой хочется лелеять и прививать. Здесь стоит заметить, что Алина была признана открытием года одной из самых главных и интересных  по содержанию премией – «Степной волк», учрежденной Артемием Троицким. За ее особую птичью фонетику, за хрупкий голос эльфийской принцессы, тоскующей по далекому дому, за пугливый дрим-поп и возвышенный психофолк.

Она чтит традиции Литвы и России, но не принадлежит ни той ни другой стране. Никто никогда по-настоящему не узнает кто она и откуда, потому, что она свободна. До недавних пор свои картины (Алина Орлова рисует, ее маленькое искусство можно посмотреть здесь) она подписывала «Mimino», и эта странная деталь – вовсе не признак инфантилизма. «Я очень люблю этот добрый фильм про грузинского летчика, смотрела его сотню раз, помню каждый диалог, говорит Орлова. – Мимино по-грузински значит «сокол», а сокол – птица вольная. Как и я».

Для концертов Алины Орловой видеоартисты pvz.Lt создали специальные зарисовки, которые всю красоту песен дополнительно оттенят и подчеркнут. «Через видео мы хотели расширить контекст песен. Мы специально создали некий контраст между видеорядом и музыкой, чтобы это не было просто иллюстрацией к концерту. Каждое видео рассказывает отдельную историю. Увидев их вместе, вы можете увидеть срез литовского социума» - поясняет художник Рудольфас Левулис. От себя хочется добавить: даже если бы концерт Алины Орловой декорировали картонной коробкой из под холодильника, этого хватило бы сполна. Она не нуждается в оформлении.

Алине льстят, когда ее  пластинки сравнивают с CocoRosie и недооценивают, говоря, что она последовательница Регины Спектор. Песни Орловой намного самобытнее: на постсоветском пространстве таких пронзительных и печальных пластинок не создавал еще никто.  Дебютная наивная «Дикая собака Динго» и взрослая, но сказочная «Mutabor».

Вильгельм Гауф давно рассказал про этот альбом:

«Вместе с этим клочком бумаги, ты держишь в своих руках великую тайну: если ты понюхаешь черный порошок из этой коробочки и произнесешь священное слово: «Мутабор» - ты можешь обернуться всяким зверем лесным, всякой птицей небесной, всякой рыбой морской и будешь понимать язык всех живых существ на земле, в небе, и в воде.

Когда же ты пожелаешь снова принять образ человека, поклонись три раза на восток и снова произнеси священное слово «Мутабор».  Но горе тому, кто, приняв образ птицы или зверя, засмеется. Заветное слово навсегда исчезнет из его памяти, и уже никогда не стать ему человеком». (Вильгельм Гауф)

ОТКРЫВАЕТ КОНЦЕРТ ГРУППА ОБЕ ДВЕ http://vkontakte.ru/club3809880

2 декабря в Теле-клубе. 

 

ТЕКСТ: МАРИ ВИННЕР

От касс цирка с 18:30 курсирует бесплатный автобус прямо до Телеклуба.